Профилактика краж из магазинов

Сегодня проблема краж товара является одинаково важной для магазинов любых форматов. Ежегодные убытки от хищений могут доходить до 15% от общей прибыли. Злоумышленниками могут выступать кто угодно – начиная от студентов и заканчивая пожилыми людьми. По данным исследователей, каждый 11 человек в мире хотя бы раз в жизни вынес из магазина неоплаченный товар. Согласно классической типологии магазинных воров, выделяется три основных категории, это клептоманы, экстремалы, и профессионалы.

К первой категории относятся наиболее безобидные мошенники, которые страдают заболеванием клептомании. Такие люди зачастую поддаются внезапному порыву взять понравившуюся вещь, причем зачастую это мелкая безделушка, которая и стоит недорого и вряд ли пригодится «злоумышленнику». Самое интересное, что клептоманы чаще всего не стараются спрятать украденную вещь и долго не препираются с охраной в случае обнаружения. Однако, такие люди склонны к повторению своего подвига, поэтому их необходимо знать в лицо и внимательно наблюдать.

Категория экстремалов является наиболее распространенной и опасной. Такие люди чаще всего воруют вещи из спортивного интереса, для получения дополнительного адреналина и эмоций. К числу «экстремальных» воров может относиться кто угодно – студент, добропорядочная домохозяйка, успешный бизнесмен и даже милая старушка. Чаще всего экстремалы оплачивают часть купленных вещей, а украденный товар незаметно проносят через кассу.

К третьему типу воров относятся профессионалы, то есть люди, сознательно идущие на преступление, тщательно его спланировав. Такие люди зачастую не тратят себя на мелочах и берут дорогостоящий товар. Они зачастую хорошо осведомлены о возможных способах разоблачения и действуют быстро по заранее спланированной схеме. Такие воры не торопятся с выбором, они обычно заранее приходят в магазин, изучают товар, имеющиеся недостатки в охране, а самые смелые еще и могут подружиться с персоналом и расположить к себе охранников. Однако профессиональные воры встречаются не так часто и промышляют они больше не по продуктовым магазинам, а парфюмерным, вещевым и ювелирным, то есть там, где выложен товар, который можно в дальнейшем продать.

Практически каждый супермаркет считает своим долгом заключить договор с охранной организацией. Но у данного способа защиты от воров есть свои недостатки. Зачастую охранники судят о покупателях по их внешнему виду, который совершенно не соответствует их намерениям. В итоге настоящие воры-профессионалы уходят незамеченными, а у честных клиентов после подобной проверки появляется вполне понятное желание никогда больше не заходить в магазин, где работают столь «бдительные» охранники.

Сегодня для борьбы с несанкционированным выносом товара из магазина используются различные виды техники – это системы видеонаблюдения, радиочастотные противокражные устройства, турникеты с детекторами и многое другое.

Самое главное в защите от потерь - это именно комплексный подход, т.е. комплекс мер и оборудования, направленных на борьбу с воровством. Что необходимо включать в комплекс:

• Противокражные системы - для предотвращения несанкционированного выноса товаров.

• Аксессуары - деактиваторы, ручные сканеры, съемники жестких датчиков.

• Защитные датчики - жесткие или гибкие.

• Системы видеонаблюдения для контроля кассиров, складских зон и т.д.

• Зеркала безопасности - для повышения безопасности труднообозримых участков торгового зала и кассовых проходов.

• Подготовленная служба безопасности - для работы с противокражными системами, зеркалами.

Каждая из этих систем направлена на предотвращение определенного источника потерь. Так, противокражные системы исключительно предотвращают вынос неоплаченного товара из торгового зала, но при этом самостоятельно задержать вора они не могут, для этого нужна подготовленная служба безопасности.

Для большей безопасности устанавливают систему защиты от краж и систему видеонаблюдения в комплексе, который позволяет защитить товар как на первом этапе при выносе товара из магазина, так и отслеживание действий покупателей подозреваемых в возможной краже. К тому же, система видеонаблюдения может быть используема как доказательство органам правопорядка в совершении воровства. Еще один существенный момент заключается в том, что система видеонаблюдения используется не только для наблюдения за покупателями, но и за сотрудниками, а многим известно, что больший процент краж совершают персонал магазина. Существует даже комплекс мер по контролю кассовых операций кассиров магазина.

Для борьбы с профессиональными ворами, а также с теми, кто потребляет продукты еще в торговом зале, эффективны зеркала безопасности. Они представляют собой круглые небьющиеся зеркала, имеющие специальную выпуклую форму, благодаря которой обеспечивается увеличенный обзор территории. Будучи установленными в «укромных уголках», таких как места с плотно расположенными стеллажами, углы торгового зала и др., зеркала предоставляют сотрудникам магазина увеличенный обзор и превращают труднообозримое пространство в легко контролируемую зону. Также обзорные зеркала эффективны в кассовых проходах. Они позволяют кассирам визуально контролировать происходящее, а также содержимое тележек покупателей, чтобы последние не смогли что-либо забыть и не положить на кассовую ленту.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2020, МВД России